Узнай Хабаровск с Президентской библиотекой

«Общая картина жизни на Дальнем Востоке так резко отличается от аналогичной картины развития муниципальной жизни старых городов европейской России, что может оказаться, пожалуй, и поучительной…» – говорится в книге 1913 года «Из жизни Хабаровска», находящейся на портале Президентской библиотеки.

80 лет назад, 20 октября 1938 года, указом Президиума Верховного Совета СССР о разделении Дальневосточного края был образован нынешний Хабаровский. В рамках проекта «Узнай Россию с Президентской библиотекой» предлагаем ознакомиться с электронной коллекцией «Хабаровский край: страницы истории».

«1858 год является столь же приснопамятным в истории Хабаровска, как и в истории всего нового Приамурья, присоединённого к владениям династии Романовых трудами и заслугами графа Н. Н. Муравьёва-Амурского, заключившего Айгунский договор с Китаем в указанном году и неустанно закреплявшего за Русской державой молодой край, между прочим, строением по берегам рек Амура и Уссури военных поселений, расположение коих имело глубокий стратегический смысл…» – пишет А. М. Бодиско в книге «Из жизни Хабаровска».

Из статьи «Порто-Франко на Амуре» 1900 года можно узнать, в какой мере обширный край прирастал к России усилиями дипломатов и в какой – военных: «Дипломатические договоры в слишком слабой степени обеспечивали владение вновь присоединёнными областями, в них нужно было сосредоточить известное количество войск, их необходимо было заселить коренным русским населением, в том числе казаками, способными не только водворить внутренний порядок в крае, но и дать посильный отпор всякой попытке иноземного вторжения».

К числу первых поселений здесь принадлежал и основанный в 1858 году пост Хабаровка.

«С течением времени благоприятное не только в стратегическом, но и в экономическом отношении положение Хабаровки дало ей возможность постепенно расти и развиваться, – продолжает А. М. Бодиско. – Наличие в посёлке воинской команды привлекло сюда торговый и промышленный люд, который находил себе заработок поставкой овощей, мяса, рыбы и других жизненных продуктов и торговлей разными предметами необходимости и незатейливой роскоши».

В 1880 году Хабаровку сделали уже городом, а в 1893 году переименовали в Хабаровск. Рост последнего был настолько быстрым, что не обходилось и без злоупотреблений: «Наплыв новых чиновников, офицеров, торговцев разжигал аппетиты домовладельцев, и они, не стесняясь ни словесными, ни письменными договорами, набавляли цены на квартиры чуть ли не ежемесячно».

Немало интересного о городе рассказали известный путешественник Михаил Кожухов и историк Сергей Цветков в радиопередаче о Хабаровске из цикла «Наша география», доступного на портале Президентской библиотеки: «На рубеже XIX–XX веков Хабаровск из провинциального города на окраине превратился в крупный административный, военный, промышленный и культурный центр Дальнего Востока. 1894 год стал ключевым для культурной жизни Хабаровска: в городе был создан отдел Русского географического общества, члены которого открыли краеведческий музей и библиотеку, стала выходить газета „Приамурские ведомости“, а осенью того же года хабаровцы впервые пришли в свой театр. В начале XX века здесь появилась одна из первых в России улица Пушкина и первая в России улица Льва Толстого. А трёхкилометровый железнодорожный мост через Амур современники называли чудом XX века. С его открытием завершилось гигантское строительство Транссибирской магистрали…»

Особую атмосферу Хабаровского края и Дальнего Востока в целом позволяет прочувствовать цикл документальных фильмов «Россия из окна поезда», также доступный на портале Президентской библиотеки. В нём, в частности, рассказывается об экспедиции по участку Байкало-Амурской магистрали от Ванино до Тынды на территории Хабаровского края. На этом уникальном отрезке настолько крутые подъёмы и сложный ландшафт, что к поездам присоединяют дополнительные толкачи.

«На БАМе долгие безостановочные переходы могут длиться днями, – говорит один из авторов фильма Антон Ланге. – И за это время можно не увидеть ни единой души».

Он же сравнивает БАМ со второй главной железной дорогой Дальнего Востока: «Транссиб даже в самых глухих местах – дорога цивилизованная, мощная, почти гламурная. БАМ – другой, гораздо более брутальный, суровый».

Ещё одна транспортная «достопримечательность» Хабаровского края – это паромы, курсирующие между Большой землёй (Ванино) и Сахалином (Холмск). Лишь в середине 70-х годов прошлого века была частично решена многолетняя проблема доставки людей и грузов на самый большой остров России. Тогда в Калининграде было построено 10 специальных паромов, которые преодолели три океана, прежде чем добраться сюда. Эти удивительные суда способны увезти зараз целый железнодорожный состав!

Информация о достопримечательностях Хабаровского края была бы неполной и без природных «чудес». Среди них особо выделяются знаменитые петроглифы на правом берегу Амура. В статье «Петроглифы Сикачи-Аляна» из журнала «Русский репортёр», также доступной на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что на местных базальтовых валунах сохранилось около 150 этих уникальных изображений зверей, людей и масок. Хотя предполагается, что раньше их было как минимум вдвое больше: какие-то камни со временем были перевёрнуты и вросли в землю, какие-то очутились в реке. Назначение петроглифов определить сложно. Но до сих пор для приверженцев шаманизма они являются местами поклонения.

Хабаровск сегодня является административным, транспортным, образовательным и культурным центром Дальнего Востока. В городе располагаются федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока и штаб Восточного военного округа. А Хабаровский край в целом обладает внушительной и во многом ещё не освоенной территорией, разнообразными природными красотами и богатствами.

Источник: russia-on.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ты нормальный!
Добавить комментарий