Психическое здоровье детей и подростков

Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья человека в целом. Ведь это не только отсутствие психических патологий и инвалидности, но и состояние, когда человек может воплотить свои желания и мечты, противостоять жизненным невзгодам, эффективно работать и вносить свой вклад в развитие общества.

По официальным данным, 20% детей и 10% взрослых в мире страдают психическими расстройствами (ПР). При этом 30% всех нефатальных заболеваний приходится на ПР. Наиболее распространенными из них считаются депрессия и тревожные расстройства, которые составляют 10% и 4% соответственно. Что касается распространенности ПР среди детей и подростков, то на молодежь приходится 8,9% случаев от общего количества лиц молодого возраста во всем мире. Чаще всего за помощью обращаются лица с тревожными и поведенческими расстройствами (6,5% и 5,7% соответственно), расстройствами с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ) (3,5%), депрессией (2,6%). Симптомы половины этих состояний начинают проявляться в возрасте до 14 лет, в 75% случаев дебют заболевания происходит до 24 лет; 50% школьников в возрасте 14 лет и старше в связи с ПР не заканчивают учебный год. Между появлением симптомов и обращением за помощью в среднем проходит 8-10 лет.

Распространенность ПР среди молодежи США колеблется в пределах 16-17 млн человек. При этом только 7,4% из них обращаются к специалистам. Наиболее распространенными ПР американские врачи считают тревожные расстройства (31,9%), РДВГ (19,6%), депрессию и биполярное аффективное расстройство (БАР) (14,3%). Довольно часто лица с проблемами психического здоровья, которые не получают соответствующей помощи, имеют склонность к совершению противоправных действий. Например, 66% лиц молодого возраста, 55% взрослого мужского пола, 75% лиц молодого возраста и 73% взрослого женского пола имеют проблемы с законом. Обычно такие люди страдают от депрессии (27%), РДВГ (8%), БАР (4%), тревожных расстройств (22%), посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) (12%), расстройств поведения (44%), психотических расстройств (1%).

Также всегда необходимо иметь в виду такую важную проблему, как суицид. Согласно последним показателей, от самоубийства ежегодно умирает около 800 тыс. человек. Стоит заметить, что в официальные данные не учтены попытки суицида, поскольку если лицу не удалось совершить задуманное, то он обычно об этом никому не рассказывает. Суицид является второй причиной смертности в возрастной категории 15-29 лет. Специалисты ВОЗ установили, что каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. В общем таким образом погибает больше людей, чем во время войны и убийств вместе взятых. По подсчетам, 75% случаев самоубийств совершаются в странах с низким и средним уровнем доходов. Среди лиц женского пола в возрасте 15-19 лет суицид является первой причиной смертности практически на всех континентах, кроме Африки. А количество самоубийств на 100 тыс. смертей в Восточной Азии является просто астрономическим: Юго-Восточная Азия — 27,92%; Ближний Восток — 7,81%. Такая ситуация является чрезвычайно критической и требует активных действий на уровне государства и международных организаций.Помимо моральной стороны проблем, связанных с психическим заболеванием, есть также экономическая. К сожалению, отсутствует понимание того, что люди с ПР в период обострения становятся нетрудоспособными, они не участвуют в социальной жизни и нуждаются в материальной поддержке от государства. Это приводит к серьезной экономической нагрузке на бюджет страны. Несмотря на то, что ПР относятся к наиболее частым причинам смертности, финансирование области охраны психического здоровья даже в развитых странах мира является недостаточным. Во многих государствах выделение средств осуществляется по «остаточному принципу». Обычно это надо менять, поскольку ПР, которые не лечатся, в будущем могут привести к юридическим, физическим и другим проблемам.

Результаты еще одного исследования ВОЗ в странах с низким уровнем жизни показывают, что каждый инвестированный доллар в психическое здоровье вернется тремя долларами. При этом общество получит не только экономические дивиденды, но и социальные.

Кроме этого следует акцентировать внимание на ненадлежащем обеспечении области детской психиатрии: недостаток квалифицированных специалистов, адекватного финансирования и непонимание масштабов проблемы на уровне целой страны. Это приводит к тому, что дети с психическими заболеваниями и их семьи не имеют полного доступа к медицинским и социальным услугам. Жаль, что не все специалисты понимают актуальность обеспечения потребностей детей сегодня — ведь это забота об обществе завтра.

Кроме того, ПР связаны с физическим здоровьем и поведенческими отклонениями, имеют высокий уровень стигматизации и часто ассоциированы с травмами, насилием, социальной изоляцией лиц с недостатками психического развития.

Сегодня существуют несколько методов лечения ПР. Наиболее перспективными методами считаются психологические вмешательства, среди которых когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и терапия принятия и ответственности (АСТ). В то время как КПТ имеет цель изменить наши мысли, чтобы повлиять на наши чувства, АСТ повышает психологическую гибкость.Кроме психотерапевтических методик доказанную эффективность при лечении депрессии и тревожных расстройств имеют СИОЗС, ИОЗСН и трициклические антидепрессанты (ТЦА). Однако последние связаны с большим количеством побочных эффектов, из-за чего в США почти не применяются. В США есть такие формы помощи, как дневной стационар для детей с недостатками психического развития, они получают не только медицинскую помощь, но и имеют различные виды занятий. К тому же существует такая форма помощи, как кризисная психиатрическая опека. Эта система нацелена на детей, которые не требуют госпитализации в психиатрический стационар и постоянного наблюдения врача. Кроме того, есть возможность кратковременной госпитализации (7-10 дней) в психиатрический стационар для пациентов, которым необходим постоянный надзор и лечение. Наиболее интенсивной формой лечения является госпитализация от 1 до 3 месяцев. Обычно такая помощь оказывается детям и подросткам с тяжелыми психическими заболеваниями, которые не почувствовали улучшение на предыдущих этапах помощи.

В США действует программа, основанная на поддержке сообщества, что помогает детям, которые не могут посещать школу. Она имеет достаточно гибкую организацию, специалисты пытаются учесть потребности каждого ребенка и его семьи. Важной составляющей является индивидуальная и семейная интенсивная терапия. Происходят встречи квалифицированных специалистов с семьей, во время которых врачи консультируют по развитию необходимых навыков, которые помогли бы ребенку интегрироваться в общественную жизнь. Такая помощь доступна круглосуточно и может предоставляться как по телефону, так и на дому.

Существуют также так называемые платформы вне сектора здравоохранения. Одна из них — это вмешательство на рабочем месте. Они могут способствовать повышению производительности и уменьшить количество потерянных рабочих дней.

Еще одной формой подобной помощи является вмешательство в школах. Поскольку, когда за ребенком наблюдают в школе, специалисты могут получить всестороннюю информацию. К потенциальным преимуществам можно отнести положительное влияние на здоровье, повышение стрессоустойчивости, улучшение успеваемости в учебе, возможности интегрировать школьные и клинические услуги. Остается надеяться, что специалисты в области детской психиатрии объединятся и смогут повлиять на состояние финансирования, доступность и качество психиатрической помощи для населения.В США также существуют программы, которые задаются целью выяснить потенциальное влияние негативного опыта детства на жизнь, здоровье и общее функционирование; распознать текущие проявления неблагоприятных событий детства у пациентов и членов их семей. Как известно, к событиям детства, которые могут вызвать психическую травму, принадлежит жестокое обращение в отношении ребенка (физическое, сексуальное и эмоциональное насилие), запущенность ребенка, семейные неурядицы. Кроме того, другими маркерами травмы могут быть буллинг, дискриминация, преступное окружение, приемное родительство, статус беженца / иммигранта, стихийные бедствия, исторически обусловленные травмы, медицинские травмы.

Интересным аспектом стала методика ACE, которая представляет собой шкалу из 10 вопросов: имело ли место в вашей жизни физическое или сексуальное насилие?; обижали ли у вас на глазах вашу мать?; злоупотреблял ли ваш отец алкоголем?; распространял ли кто-то из ваших близких наркотики?; находится ли кто-то из ваших родных сейчас за решеткой? и т.д. Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Общим количеством баллов и является ACE-оценка. Было проведено исследование, в котором была установлена связь между баллами по шкале ACE и факторами развития многих заболеваний. Например, алкоголизм и злоупотребление алкоголем, употребление психотропных веществ, незаконное употребление наркотиков, раннее начало курения, хронические обструктивные заболевания легких, депрессия, ишемическая болезнь сердца, заболевания печени, раннее начало сексуальной активности, частая смена половых партнеров, риск насилия со стороны полового партнера, болезни, передающиеся половым путем, нежелательная беременность, подростковая беременность, замирание плода, попытки суицида были ассоциированы с высоким баллом по шкале ACE.

Механизм, через который негативный детский опыт влияет на здоровье и благополучие в течение жизни, можно представить в виде ACE-пирамиды. Ее основу составляет отрицательный детский опыт, который может повлиять на неврологическое развитие личности. Это, в свою очередь, может приводить к нарушениям в социальной, эмоциональной и когнитивной сферах; рискованному для здоровья поведению; болезни, потери трудоспособности и социальной дезадаптации и, как следствие, ранней смерти. Большинство людей находят в себе силы преодолеть негативные проявления и все же адаптируются к нормальной жизни. При этом фактор возраста и пола человека, пережившего травму, тоже играют свою роль. Некоторые эффекты отсрочены во времени, то есть травма была в детстве, а результат может проявиться через долгий промежуток времени. Рискованное поведение у ребенка может быть следствием травмы в прошлом. К тому же межличностные отношения могут стать причиной многих проблем со здоровьем, поскольку стресс влияет не только на мозг, но и на другие органы. Травмы, полученные в детском возрасте, часто приводят к проблемам со здоровьем и поведением в будущем. К сожалению, настоящая причина соматической патологии в большинстве случаев остается без внимания специалистов.Если учитывать ACE факторы, то на 2/3 можно было бы улучшить жизнь лица, имевшего неблагоприятные события в детстве. И даже если в жизни человека имели место негативные события, это не значит, что они определяют его будущее, становятся неизбежным приговором. Исцеление от негативного опыта вполне возможно и желательно. Есть много положительных примеров, когда люди с тяжелым детством достигают успеха. Часто именно стрессовые ситуации становятся толчком к позитивным изменениям. Но очень важной при этом является поддержка окружающих. В таких случаях большую роль играет стрессоустойчивость, а точнее «resilience», от англ. гибкость, эластичность. Стрессоустойчивость может быть интерперсональной (лицо, семья, сообщество) и интраперсональной. Она не является чем-то постоянным, может развиваться, расти, однако может быть подавленной и оставаться неизменной.

Важным моментом лечения таких лиц является способность врача спрашивать, слушать и воспринимать. Это может иметь чрезвычайно позитивный эффект и поможет достичь комплаенса. Иногда только присутствие, а не действие, является решающим. Если врач сможет идентифицировать родителей, которые есть в группе наибольшего риска, вывести их травматический опыт на свет, согласится поддерживать их, когда они чувствуют себя наиболее уязвимыми, беспристрастным способом, то можно создать новый цикл здорового воспитания детей. Эффективным шагом может быть создание соответствующих программ для беременных, семей с младенцами и детьми, школьников, подростков и взрослых.

На психическое здоровье ребенка влияет также определенное развитие мозга, воздействие стрессовых факторов на мозг, основных потребностей для развития мозга, происходящих, когда развитие прерывается и необходимых при этом вмешательств. После родов у новорожденных происходит бурный период роста связей между нейронами, объем мозга удваивается за год, и достигается около 80% объема взрослого до 3-х лет. С 3-5 лет начинается синаптическая «обрезка», что уменьшает количество соединений между нейронами и организует «тракты», по которым передается информация между областями мозга. Дальнейшее формирование и миелинизация нейронов делают соединение быстрее. Эти процессы происходят в детском, подростковом и в раннем взрослом возрасте (до 23-25 лет). Численность нейронов не изменяется, а увеличивается только количество связей между ними. К тому же наиболее примитивные части мозга созревают быстрее. Таким образом, если негативные события случаются в раннем детстве, это может быть ассоциировано с вовлечением в процесс более примитивных зон мозга.

Стоит напомнить также о пирамиде потребностей Маслоу, согласно которой, если лицо не способно удовлетворить свои базовые потребности, то оно не может удовлетворить их и дальше. И чем взрослее становится человек, тем труднее изменить привычки, но все же это возможно. Несмотря на то, что мозг становится «жестко устоявшимся», иногда он может быть «гибким».

Стресс в жизни любого человека оставляет большой отпечаток. На восприятие реальности конкретного лица влияют представления и жизненный опыт, однако стресс может изменить устоявшуюся точку зрения. Он может быть спровоцирован различными факторами. К тому же один и тот же фактор у одного человека может вызвать положительный эффект, а у другого отрицательный.

Ученые выделяют три вида такого состояния:

    «позитивный» стресс возникает в ситуациях, когда лицо оказывается в новых непривычных условиях. Такой эффект стресса адаптивный и необходим для роста и развития;«терпимый» стресс — это серьезная, но временная реакция на стресс, которая сглаживается, если окружение является поддерживающим;«токсический» стресс — это длительная активация реакции на стресс, которая часто сопряжена с отсутствием поддержки близких и положительных явлений.

На сегодня актуальной проблемой остается стресс у детей. Негативное влияние, которое вызывает стресс, очень сильно сказывается на обучении ребенка, запоминании и даже может менять архитектонику мозга. У ребенка, который не соприкасается с «токсичным» стрессом и другой патологией, навыки, необходимые для регулирования импульсов и эмоций, увеличиваются с возрастом так же, как моторные и речевые навыки. Зато у ребенка, который постоянно сталкивается с «токсичным» стрессом, связи между нейронами блокируются, что влияет на ее когнитивное, социальное и физиологическое развитие. При таких обстоятельствах вмешательства должны быть ориентированы на то, чтобы ребенок овладел теми навыками, которые он по каким-то причинам не усвоил. К ним обычно относится способность гибко реагировать на текущие ситуации диапазоном эмоций социально приемлемым способом, чтобы, с одной стороны, имели место спонтанные реакции, а с другой, дети должны научиться сдерживать их при необходимости. Кроме того, они должны уметь строить безопасные связи и отношения, мыслить, использовать когнитивные навыки высшего порядка. Необходимо помнить, что сложное поведение ребенка может возникнуть вследствие отставания в навыках.

Привязанность — это основная связь, возникающая между младенцем и лицом, которое заботится о нем. Когда все потребности младенца удовлетворяются, эта связь является безопасной. В случае, если же ребенок не получает необходимого попечительства или оно предоставляется не в полной мере, эта связь характеризуется как опасная / амбивалентная. Способность к формированию краткосрочных и долгосрочных отношений и базовое доверие обеспечивают основу для развития прочных психологических устоев. К навыкам эмоциональной регуляции относится возможность думать рационально, даже если лицо фрустрировано, способность управлять раздражением, тревогой, разочарованием соответствующим возрасту способом.Поэтому важно сформировать у ребенка когнитивную гибкость. Ведь он должен увидеть «оттенки серого», а не думать только «черно-белым» способом; думать гипотетически, представить себе возможности; справляться с отклонениями от правил, процедур, а также первоначальных планов; уметь помочь раскрыться непредсказуемым, неоднозначным, неопределенным и новым ситуациям; принимать во внимание ситуационные факторы, которые могут повлиять на изменение планов; интерпретировать информацию точно / избегать чрезмерного обобщения или слишком личного восприятия.

Также важными социальными умениями являются способность лица обращать внимание на вербальные и невербальные социальные сигналы; точно интерпретировать невербальные социальные сигналы (например, выражение лица и тон голоса); начинать разговоры со сверстниками, участвовать в группе сверстников должным образом; достигать внимания соответствующим образом; понимать, как его / ее поведение влияет на других людей; заниматься чувствами людей, находящихся рядом; оценивать перспективы или точки зрения других людей; понимать, как он / она воспринимается другими.

Вмешательства у детей с поведенческими расстройствами основываются на уровне развития, а не на хронологическом возрасте. Поскольку травма, по сути, останавливает развитие. Целью вмешательств является регуляция, удовлетворение физиологических потребностей, создание безопасной среды, где положительные стрессоры терпимо переносятся и полезны, создание связей и построение привязанности. Немаловажным компонентом является формирование эмпатии, которая может быть обеспечена, когда взрослые смотрят на мир ребенка его глазами, понимают его чувства, ценят и поддерживают. Для помощи детям важны не столько согласие или одобрение, сколько присутствие и внимание.

Источник: ihostess.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ты нормальный!
Добавить комментарий