Как обезвредить токсичных коллег

Есть и «токсы» массового поражения, чей вредоносный радиус охватывает целые коллективы. Если вы не первый год «на производстве», наверняка встречали. Токсичные коллеги по-разному сводят с ума, у каждого своя губительная специализация, для начала стоит перечислить универсальные типажи — их не любят все.

Светлая голова, но злая

Знакомьтесь, желчный самоуверенный интеллектуал. Чаще всего берёт не знаниями (хотя, чего уж там, умён), а апломбом. Любые сведения преподносит весомо, с лёгкой усталостью в голосе: подразумевается, что озвучивает банальнейший факт, и только тупицы не в курсе. Поэтому при общении с Мистером Всезнайкой робеют и босс, и офисные рыбёшки помельче.

Умник далеко не всегда прав, но поймать его на горячем нереально: даже если совершил очевидный промах, будет отпираться до последнего. В этом его опасность для коллектива: не поддаётся стороннему влиянию, в том числе и поручениям шефа.

Его действия могут привести к ошибке, а отдуваться или терпеть убытки придётся всем — и при этом он будет убеждать, что не при делах.

Азы дрессировки:

Прежде всего ценность любого сотрудника определяется его вкладом в компанию. Если умник приносит баснословные прибыли, его закидоны будут терпеть. Но как только случится серия дорогостоящих ошибок, целесообразно с ним попрощаться. Это не варварство, а взаимное развитие: коллективу полезно больше рассчитывать на себя и взращивать новых гениев стратегии, а вчерашнему кумиру — что-то делать со своей звёздной болезнью, например стать проще и научиться видеть людей вокруг себя.

Можно урезонить умника и без увольнения, для этого нужен коллективный ультиматум: либо он ведёт себя на равных с остальными, либо сидит в гробовом молчании и нездоровой враждебной атмосфере. Если рынок труда насыщен вакансиями, тщеславный умник, скорее всего, «сделает ручкой». Если же увольняться и идти ему некуда — обтешется как миленький. И это опять-таки в его интересах.

«Один, совсем один»

Кустарь-одиночка — ещё один невыносимый тип. Он может быть асом в своём деле, но беда в том, что не доверяет никому и сомневается в компетентности коллег. В итоге получается, что многие рабочие процессы оказываются замкнуты на нём. В руках одиночки — важные функции, а на голове его вырастает корона: он незаменим. Его нельзя отпускать в отпуск или на больничный, иначе всё рухнет.

Попытки вырастить заместителя или помощника обречены на провал: как уже сказано, одиночка не доверяет никому. И это же качество осложняет общение с другими сотрудниками. И как прикажете работать с человеком, который одновременно стопорит многие процессы — и замкнул на себе ключевые вопросы?

Азы дрессировки:

Мудрый босс, опять же должен исходить из ценности сотрудника. И регулярно напоминать ему, что коллектив — это огромный слаженный механизм, все части которого должны работать согласованно. Ведь даже самая умная и надёжная техника может выйти из строя из-за одного-единственного винтика…

Продумайте речь в доброжелательной манере, чтобы одиночка не оскорбился на метафору «винтика». Если внушения принесут плоды — ура, продолжайте. Если же этот узурпатор гнёт свою линию — увы.

Инфантил

Безответственные люди — бич многих компаний и общества в целом. Это такие милые на вид создания, на которых абсолютно нельзя ни в чём положиться. Причина — их незрелая психика, по сути это дети, которым неведомо понятие ответственности.

Самое неприятное их качество — перекладывание ответственности. Свою провинность инфантилы стремятся оправдать любыми факторами: нечёткими заданиями босса, поведением коллег, шумной обстановкой в офисе, дурным самочувствием и ретроградным Меркурием.

Азы дрессировки:

Большинство психологов сходятся во мнении, что незрелая психика — это навсегда. Если взрослый человек не принял понятие личной ответственности, его не внедрить внешним воздействием, выволочками и штрафами.

Правда, есть нечастые случаи, когда из талантливых «вечных детей» мудрые руководители взращивали хороших и надёжных специалистов. Но подумайте, готовы ли вы на столь титанические усилия — раз, а два — стоит ли потенциал инфантила ваших душевных вложений, материальных затрат и нервов. Если в одном из вариантов ответ отрицательный, избавляйтесь от сотрудника. В любом случае никогда не доверяйте ему руководящие должности.

Повелитель бурь

Если вы сталкивались с «серыми кардиналами» в коллективе, то представляете разрушительный масштаб этих натур. Данные коллеги представляют собой эмоциональных провокаторов, вокруг них либо с их подачи постоянно кипят страсти, полыхают конфликты и т.д. В основе подрывной деятельности «кардинала» — жажда власти и стремление к лидерству.

Но чтобы занимать ключевые посты, нужны колоссальная сила, харизматичность, лидерские качества. «Кардиналы» не располагают таким активом, поэтому иными способами привлекают к себе внимание: интригуют, науськивают, натравливают, сталкивают лбами. А ещё они постоянно обижены, недовольны и щедро делятся своими обидами со всеми желающими слушать.

Азы дрессировки:

Пока «кардиналы» плещутся в океане страстей, им не до работы, поэтому КПД такого коллеги почти нулевой. А вот убытки значительные: «кардинал» втягивает остальных в распри и ссоры, из-за чего общая производительность падает. Поэтому первый метод обуздать его — загрузить работой по самую маковку и регулярно контролировать исполнение. Конечно, это спровоцирует свежую порцию стонов и обвинений, но иначе никак. Загруженный делами «кардинал» не имеет времени и сил на козни и провокации — тем и спасайтесь.

Второй способ — корректно, но жёстко поговорить, желательно в присутствии других сотрудников, чтобы лишить интригана возможности переиначить ваши слова. Скажите, что любые диверсии, идущие вразрез с корпоративной этикой, будут всесторонне пресекаться — вплоть до увольнения. Пригрозите, что если вы узнаете о неконструктивных настроениях и разговорах — зачинщику несдобровать. Если антагонист не уймётся, готовьте план его «эвакуации» из штата сотрудников.

Хам, грубиян, хулиган

Редко кто из нас обладает аристократическими манерами, да они, откровенно говоря, не всегда уместны в офисной обстановке, особенно во время авралов. Но есть поистине невыносимые персоны: такт, дисциплина, умение грамотно дискутировать, уважение и даже адекватность — всё это не про них.

Коллега-хам — горе в коллективе и одна из главных причин увольнения других сотрудников. Хам часто и громко выясняет отношения, его сложно призвать к порядку, он в принципе малоуправляем, он оскорбляет, доводит до слёз женщин и слабонервных мужчин, а руководителя — до белого каления.

Азы дрессировки:

Хам — это эталон, апофеоз токсичности. Дурные манеры — это фундамент его натуры, искоренить их душеспасительными беседами и личным хорошим примером не удастся. Даже если хам отменный специалист, как правило, от него рано или поздно избавляются. Потому что профессионализм, конечно, в цене, но комфортная рабочая обстановка тоже важный приоритет.

Детокс-проверка

Лучший способ борьбы с токсичными сотрудниками — это, как всегда, профилактика. То есть недопущение сотрудничества с такими персонажами. И вот тут возрастает важность собеседования, которое в последнее время заслужило не лучшую репутацию. В народе ходит молва, что собеседования приносят только вред, ибо проводят их неопытные юные эйчар-специалисты, которые отсеивают крутых профи, и вакансии достаются пустышкам. Отчасти это так, поэтому толковые руководители лично отбирают кандидатов.

Как вычислить токсичную личность? Во-первых, пролистайте трудовую книжку. Если человек не уживается на одном месте дольше 4–6 месяцев, это тревожный симптом. Далее отправляйтесь в соцсети, это отличная подсказка для работодателей. Соискатель разделяет сомнительные ценности, любит грубый юмор, устраивает ссоры на своей странице, не подбирает выражения? Увы, опять плохая рекомендация.

Задавайте вопросы о жизненных ценностях, разумеется, тонко сформулированные. Постарайтесь выяснить, насколько амбициозен претендент, умеет ли уважать окружающих, доброжелателен ли. Если какой-то вопрос ставит в тупик или кажется непонятным, токсичный сотрудник проявит себя — агрессией, обвинением, едкой критикой, острой обидной шуткой. Для чистоты эксперимента включите несколько таких вопросов из разных областей и сфер.

Если вы опытный руководитель, доверяйте своей интуиции. Наблюдайте за позами, мимикой, движениями соискателя. Излишняя нервозность, суетливость, бегающий взгляд, тихий голос или, напротив, вызывающие интонации — поводы для отказа в вакансии. Наконец, помните об испытательном сроке и пользуйтесь правом работодателя присматриваться к новичку вплоть до шести месяцев. Интересуйтесь мнением коллектива, наблюдайте, не спешите с доверием и симпатией, не обольщайтесь первостепенной важностью профессионализма: ценность человеческих качеств, дисциплинированность и воспитание никто не отменял.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ты нормальный!
Добавить комментарий