Диалог со всем миром

Ещё в 1997-м доступ к Интернету имело 1,7 % населения мира, а уже в 2014-м — 40,4 %. Быстрые темпы развития технологий раздвинули границы и повлияли на процессы информатизации и глобализации мира. К чему это приведёт? К реформированию всех сфер образования. Школа должна готовить людей, которые отвечают запросам современности. Основной целью подготовки молодых специалистов станет формирование глобальной компетентности. Главными требованиями к специалистам новой генерации станут адаптированность и конкурентноспособность.

Что это означает? Ученики должны уметь анализировать тенденции в мировой экономике, политике и культуре. Это даст возможность понимать свои перспективы и оценивать перспективы других. Нужно учитывать рост роли культурного взаимодействия и разнообразия в мире.

Глобальная компетентность

Понятие это достаточно новое и многостороннее. Оно появилось несколько лет назад. Поэтому единодушного чёткого определения этого термина пока нет. Национальная ассоциация образования США определяет глобальную компетенцию, как процесс получения обстоятельных знаний и понимания международных процессов, навыка коммуникации с людьми с разными языковыми и культурными традициями, способность к быстрому обучению и ориентированию в информационном пространстве.

А какое определение глобальной компетентности дают отечественные специалисты? Они определяют её просто как умение применять полученные знания на практике.

Спросим себя: зачем нам нужна глобальная компетентность?

Знаете ли вы, чем отличаются современные ученики от выпускников предыдущих лет? У современных школьников другое чувство времени и пространства благодаря тем же гаджетам. Сегодняшние дети находятся в непрерывном диалоге с миром.

Сделайте себя сами!

Ваши ученики любят смотреть видео на Youtube и играть в онлайн-игры. Конечно, это отвлекает от учёбы. Но это ещё и замечательная возможность изучать иностранный язык. И пример того, как информационное пространство стало интерактивным и мультикультурным.

Глобальная компетентность предусматривает владение иностранным языком, а лучше — не одним. Это необходимо, чтобы читать и анализировать зарубежные тексты — понимать мировые тенденции и глобальные проблемы. А благодаря этому формируется критическое отношение к источнику и качеству информации.

Глобализация касается не только учеников и их компетенций. Учителя также имеют возможность повысить свой профессионализм — обмениваться опытом с коллегами из всех уголков мира. Глобальная компетентность — не только возможность путешествовать, но и сотрудничать с иностранными работодателями, коллегами.

Задача современной школы — сформировать навыки в работе со значительным количеством информации и определение авторитетности источников. Следовательно, учитель, который имеет глобальную компетентность, должен уметь сам критически мыслить и анализировать и саму информацию, и источники.

Почему важно формировать глобальную компетентность со школы? Во-первых, в школу идут дети, которые более открыты для восприятия информации, умеют пользоваться Интернетом. У них другое ощущение и восприятие реальности, информационного и культурного пространства. Современным детям нужны современные методы воспитания. Во-вторых, формируя у ребёнка глобальную компетентность, мы и сами развиваемся.

Формирование глобальной компетентности предусматривает такие приоритетные направления:

Равенство Глобальная компетентность направлена на преодоление культурных барьеров. Эффективность человека зависит исключительно от его компетентности, то есть умения на практике применять знания.

Сплочённость Навыки эффективной межкультурной коммуникации. Преодоление предубеждений и стереотипов относительно людей из другой культурной среды.

Экология Ориентация на безопасность и экологичность деятельности. Важно не создавать угрозу следующим поколениям. Это касается и экологии, и информации.

Как стать «продвинутым» учителем?

Нужно ориентироваться на три уровня — составные части глобальной компетентности: знаниевая, навыковая и ценностная.

На знаниевом уровне идёт изучение вопросов мультикультурного общества, взаимодействие регионов и стран, информационного общества и медиа. Нужно ознакомиться с концепцией прав человека и принципами социальной справедливости, гендерного равенства.

Навыковый уровень предусматривает:

опыт критического мышления и анализ
умение распознавать и противостоять несправедливости и предубеждённости
формирование прогностического мышления на основе разных точек зрения на определённую ситуацию
работу в команде и партнёрство для достижения общей цели
способность не зависеть от внешнего влияния и оценок, самостоятельно регулировать своё эмоциональное состояние.

Ценностный уровень помогает учителю создать эффективный учебный процесс, а также сформировать ценности учеников и развить активную гражданскую позицию. Главными ценностями является уверенность, самоуважение и уважение к другим и их происхождению и взглядам.

В условиях изменяющего мира, школьное образование не может быть в стороне. Благодаря техническому развитию появились новые требования к учебному процессу. Но и открылись замечательные возможности обмена опытом и сотрудничества с другими странами.

Глобальная компетентность — первый шаг к новому современному обществу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ты нормальный!
Добавить комментарий